- информационная модель богатства речи
- включает следующие компоненты:I. значение: одно из коммуникативных качеств, основанное на разнообразии языковых знаков, входящих в структурную единицу речи: "максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации";II. Уровни, на которых реализуется богатство речи:1) фонетический;2) словообразовательный;3) лексический;4) морфологический;5) синтаксический;6) стилистический;III. формы (пласты) богатства речи:1) лексическое богатство;2) фразеологическое богатство;3) семантическое богатство речи;4) синтаксическое богатство;5) интонационное богатство;6) богатство организации и динамики языковых средств речи;7) информативная насыщенность речи;8) стилевое и стилистическое богатство;IV. условия реализации богатства речи:1) активный запас языковых средств: слов, значений, моделей словосочетаний, предложений, текстов, стилей, запас типовых интонаций;2) совокупность навыков, нужных для незатрудненного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека;3) степень активности и самостоятельности работы сознания и мышления людей;V. особенности функционирования языковых средств в речи:1) наиболее богат художественный стиль;2) деловой стиль располагает специфическими особенностями, необходимыми для создания разных жанров официально-делового стиля;3) публицистический стиль использует как стандартный язык, так и субстандартные пласты, которые могут со временем переходить в литературный язык, обогащая его;4) научный стиль располагает богатым арсеналом языковых средств, характеризующих научное знание;5) разговорный стиль является той стихией, той питательной средой, откуда языковые средства поступают в книжные стили, кристаллизуясь в них и обогащая их;VI. Причины отклонения от богатства речи:1) слабое владение языковыми средствами, формами построения;2) пассивность мышления, тусклость эмоций, слабость воли, равнодушие по отношению к людям, к которым обращаешься, неумение ориентироваться в ситуации общения.Ошибки, нарушающие богатство речи:1. Бедность интонаций, монотонность высказывания;2) Ограниченный набор словообразовательных моделей;3) Бедность словаря;4) Неумение пользоваться разнообразными формами слова;5) Идентичность набора синтаксических конструкций;6) неумение пользоваться стилистическими ресурсами языка и функциональными стилями. Образцы работы над ошибками: У меня есть собака Тузик. Она очень умная, пушистая и красивая. Она за мной ходит на прогулку. Она охраняет наш двор. Она очень умная. (Несколько раз неуместно повторяется местоимение "она". Дважды повторяется мысль о том, что собака "умная". Все это делает речь однообразной, разрушает ее богатство). - Один из возможных вариантов откорректированного текста: У нас дома живет собака Тузик. По ночам она охраняет двор, а днем ходит со мной на прогулку. Тузик – умная собака и очень красивая. Пугачев отправляется в Оренбург, Пугачева разбивают, но Пугачев убегает. Он набирает народ в заводах и фабриках. Он опять идет на Оренбург, его на этот раз поймают и казнят. (Казалось бы, в отрывке нет слов, не свойственных русской речи, но возникает некое ощущение нецелесообразности использованных языковых средств. Во-первых, в одном и том же предложении три раза повторяется фамилия Пугачева. Во-вторых, синтаксические конструкции слишком однообразны, тем более, если учесть, что учеником обрисован достаточно продолжительный период. В-третьих, текст пересыщен глаголами, которые стилистически приближают отрывок к разговорной речи. Таким образом, нарушается стилистическая целесообразность речи и разрушается ее богатство). - Один из возможных вариантов откорректированного текста: Пугачев отправляется в Оренбург, где его разбивают. Ему удается бежать, и он снова набирает войско, чтобы идти на Оренбург. В этот раз он терпит поражение. Самого его отлавливают и отправляют в Москву, чтобы казнить там.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.